Камешкирский район относится к числу районов
с благоприятными историко-культурными и природно-климатическими условиями. Малоизмененный ландшафт создает предпосылки
для привлечения туристов и отдыхающих из других районов. Климатические условия позволяют использовать для этих целей практически всю территорию в течение года.
Общая площадь территории 127,0 тыс га, включает в себя 6 сельских администраций, 28 населенных пунктов. Район граничит с Саратовской областью и с районами Пензенской области: Городищенский, Лопатинский, Неверкинский, Кузнецкий, Шемышейский. Административный цент района-село Русский Камешкир. Климат умеренно-континентальный. Почвенный покров представлен серыми, лесными почвами. По территории района проходит автомагистраль Н. Елюзань-с.Р.Камешкир-Лопатино.
Традиционная культура - важнейшая составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания. Это широкое понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса,
обряды, ритуалы, праздники, ремесла. Оно подразумевает также
занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его
традиционных формах - народной песней, музыкой, танцем, театром,
поэзией, декоративно-прикладным искусством.
В Камешкирском районе сосредоточены уникальные образцы
мордовской национальной культуры, которые могут быть утеряны -
это богатейшая песенная культура, декоративно-прикладное искусство, этнокультурные традиции, обряды, обычаи.
В программу фестиваля включены :
- Выставка-ярмарка народных промыслов и ремесел «Эрзянь викшневкс»
(мордовские узоры);
- Экскурсии по музею-усадьбе «Мордовское подворье»;
- Выставка-дегустация национальной кухни «Эрзянь пидемакудо»;
- Национальный обряд «Одирьвань ладямо» (сватовство невесты);
- Национальный обряд «Топонь ознума» (освещение творога).
Мордовский народ – хранитель богатой истории и культурного наследия.
Если прежде разделение между мокша и эрзя было весьма заметным,
то сегодня оно часто выражается лишь по внешним признакам. Темноглазых
и темноволосых причисляют к эрзянам, а светлокожих – к мокшанам.
В старину значительную роль в жизни каждого из племён играл и
национальный костюм. У мокшанок было принято носить широкие шаровары
и рубаху, которую перевязывали на талии поясом.
А вот эрзянские женщины предпочитали длинные рубашки, напоминающие платья. Головные уборы женщин эрзя украшают узоры, некоторые
отдаленно напоминают русские кокошники, а вот мокша более тяготели
к подобию восточных тюрбанов.
Село Русский Камешкир, которое является административным центром района, было основано около 1700 года на землях бывшей мордовской вотчины.
Кроме земледелия и скотоводства, крестьяне занимались добычей камня-плитняка, выделыванием мельничных жерновов, горшечным и другими промыслами.
По церкви с престолом во имя св. Сергия Радонежского село называлось Сергиевским, другое название - Монастырское.
В селе проживают мастера резьбы по дереву.
Достопримечательность села - трактир "Камешкирские узоры"
(архитектор А.В. Маматкадзе, 1982), а также жилые дома, в декоративном убранстве которых широко использовалась резьба.
Основной достопримечательностью района является Кунчеровская степь
(200 видов сосудистых растений, многие из которых занесены в Красную книгу). Ее площадь составляет 1024 га. Она входит в состав организованного в 1989 году Пензенского государственного заповедника "Приволжская лесостепь".
Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной.
Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.
Храм был построен на пожертвования прихожан в 1826 году.
Он расположился на месте сгоревшей дотла церкви Сергия Радонежского.
Жители села преклонного возраста рассказывают о том, что даже после утверждения советской властью атеистического декрета, церковь еще несколько лет действовала и лишь в 1928 году была закрыта. В 1930 году в помещении была размещена местная электростанция. В 1934 году здание превратилось в развалины, уцелели от рук вандалов лишь часть алтарь.
Новый приход образовался в Русском Камешкире только в 1989 году.
С этого момента началась эра возрождения. В 1998 году на месте
разрушенной часовни была возведена новая часовня-колодец.
Сегодня здание храма обложено красным кирпичом.
Его красота и величие привлекает восхищенный взгляды прихожан.
Родник, расположенный в селе Русский Камешкир, был освящен в
честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Источник находится на высоте 205 метров над уровнем моря.
Его вода считается целебной: в ней обнаружено большое количество серебра
(убивает до 600 видов вредных бактерий).
В конце 2004 -го - начале 2005 года святой родник был благоустроен:
поставлена надкладезная часовня, рядом сделана купель,
раздевалки-беседки, обустроены спуски к роднику.
Село Пестровка приютилось в одном из прекрасных уголков Камешкирского района Пензенской области. Здесь сливаются в одну небольшую речку две маленькие прозрачные речушки, не замерзающие даже зимой.
Многие предания и легенды доносят до нас историю возникновения
городов и сёл. По возникновению этого села существует две версии.
В архивных документах существует запись: "7204 июня – день,
дано и отказано в поместье Никифору Ивану сыну Пестрову дикая
порозжая земля в Саранском уезде за валом, на степной стороне,
на речке Таштокомяк 100 четвертей в поле". По имени этого помещика
и было названо село. Старожилы рассказывают и другую версию, говорят,
что помещик обменял живущих здесь крепостных на пестрых собак.
Село гордится памятником архитектурного строительства храмом Покрова Пресвятой богородицы. Как ласковыми руками речушки обнимают с двух сторон небольшой, покрытый лесом холм, на котором стоит красавица церковь.
Храм заложен 2 июня 1897 года. Освящен 6 мая 1913 года. Строительница Софья Дмитриевна Языкова с дочерьми, иереем Дмитрием Покровским, архитектор Федотов, подрядчик Голубев; освящен при иерее Николае Покровском. Храм поражал своей красотой. благодаря удачному расположению на холме, он выглядел величественно, великолепьем блистало и его внутреннее убранство. Его стены украшали копии работ художников Семирадского, Крамского и Репина. Алтарную часть венчал иконостас.
Выполнен в "русском" стиле, квадратный в плане объем храма с
небольшими выступами алтаря и притвора завершается шатром с главкой, вокруг которого сгруппированы еще четыре небольшие главки.
Храм соединен с двухъярусной шатровой колокольней. Здание богато украшено стилизованными элементами древнерусской архитектуры:
кокошниками, сухариками, колонками с поясками, северный и южный входы в храм отмечены порталами с щипцовым завершением. Рядом находится усыпальница семейства помещиков Языковых.
В настоящее время храм восстановлен, в нем проводятся службы.
Недалеко от храма находилось имение Языковых, в котором
проживали С. Д. Языкова с дочерьми. Усадьба не сохранилась,
а вот сад до сих пор радует своей красотой и является одним из
любимых мест отдыха односельчан. Здесь стоят старые липы,
густой шиповник, яблони и груши. Ветер качает верхушки давно
не стриженных деревьев. Весной дурманит голову запах черёмухи
и сирени, осенью - поспевших яблок и груш.
Из "Барского сада" через Просеку проходит старая дорога, заросшая
травой. По ней когда-то барыня ездила в церковь к обедне.
И от дороги, и от сада веет чем-то старинным, вечным...
Недалеко от церкви расположен памятник воинам-камешкирцам,
погибшим на полях сражений в годы ВОВ
(скульпторы Виктор Епихин и Станислав Волошинский).
Он был установлен в 1986 году.
В комплексе памятника установлены шесть тумб с именами
Героев-камешкирцев. С правой стороны памятника , обелиск погибшим в Афганистане. На каменной плитке мраморная табличка с именами погибших.
Деревянная архитектура Камешкира - это великолепное художественное наследие. Сохранившиеся до наших дней произведения деревянного зодчества стали сейчас достопримечательностью. Они входят в ткань современного села и придают его облику черты индивидуальности, своеобразия.
Народные мастера Камешкира используют богатейшие традиции деревянного зодчества русского Севера, в течении веков влиявшее на все русское искусство.
Резьба разнообразна по форме, технике исполнения, по тематике, является неотъемлемой частью деревянной архитектуры Камешкира.
Богатство ее форм и в то же время уравновешенность, яркая
выразительность и скомпонованность радуют глаз, заставляют долго любоваться и вызывать чувство восхищения и уважения к ее создателям.
Обрамление окон, имеющих большой частью стройные, вытянутые пропорции,- это всякий раз законченное художественное произведение. Верхнее завершение, боковое наличники и низ представляют одно целое, образуя единую совершенную композицию. Архитектура оконных обрамлений в деревянном зодчестве села имеет свою давнюю историю развития - от скромной доски, украшенной несложной геометрической резьбой, до самой сложной орнаментики с применением самой разнообразной техники исполнения.
Многие дома обшиты досками. Это создает ровный фон с едва заметным ритмом горизонтальных или вертикальных линий-рустов.
При широких простенках решение обшивки меняется, она делается
фигурной елочкой, иногда рельефной.
Русский Камешкир - село издавна мастеровое. Искони были тут свои гончары, кузнецы, шорники, валяльщики, тележники, колесники, бочары.
Особенно славились столяры и плотники.
В селе была создана плотницкая бригада из мастеров самой высокой квалификации. Ядром были братья Сорокины. Они родились в селе Лутовка Камешкирского района. Отец - Сорокин Ефим Данилович. Мать - Сорокина Мария Николаевна. Отец был участником трех войн. Пропал без вести в Великую Отечественную войну. Старший брат Яков погиб на войне. Мать осталась с тремя сыновьями. Старший - Николай, средний - Василий и младший - Иван.
В 1971 году образовалась бригада под руководством Николая Сорокин
а. В ее состав вошли А. Иванов, М. Сосков, И. Панелеев, Г. Сорокин,
И. Сорокин, Н. Зинин, Н. Селюков и другие. Ее мастерство ценилось высоко.
Им поручали наиболее сложные заказы. Например, строительство и
украшение зданий туристической базы у истоков Хопра, отделку
трактиров "Теремок", "Золотой петушок".
Они же реставрировали здание областного Музея народного творчества - памятника деревянной архитектуры середины прошлого века.
Культуры и размещена в помещении Большеумысского сельсовета филиала МБУК "МЦРДК Камешкирского района Пензенской области".
Идея создания музея русской старины возникла после многочисленных экскурсий в близлежащие деревни - Ключи, Болтино, Мордовский Камешкир и Большой Умыс. Жителями деревни были подарены первые экспонаты:
крынки, лапти, сундук, прялки, ступа и другие предметы старины.
В 2008 году музею были подарены предметы лошадиной упряжки:
хомут, узда, кнут, вожжи, уздечка и другие. В 2010-м экспозиция пополнилась старинными строительными инструментами: фуранки, рубанки.
Старинные экспонаты вызывают интерес, в нашей избе их можно взять
и рассмотреть тонкую ручную работу.
С экспозицией "Деревянная усадьба" работники культуры села Большой Умыс принимают участие во многих областных и районных мероприятиях.
Здесь проводятся экскурсии для взрослых и детей, которые приезжают
на отдых в летнее время в село.
Основной принцип: "Без родной земли нет большой судьбы".
Он был основан в 2000 году. Первая экспозиция посвящена образованию. Здесь можно увидеть списки и фотографии заслуженных учителей-участников Великой Отечественно войны, а также старинную школьную форму и мебель.
Гордостью музея является книга уроженца деревни Мокрый Дол
Якова Ивановича Бисерова.
Самими ценными в музее являются письма героев Советского Союза. Представлены фотографии и биографии героев. На стеллажах можно
увидеть подлинные письма с фронта и наградные листы участников
Великой Отечественной войны.
Особое место в музее занимают картины члена Союза художников России, художника А.В. Ширманова.
Член союза художников
Анатолий Васильевич Ширманов - особая гордость жителей села Пестровка.
Он окончил Камешкирскую среднюю школу. В 1958-1962 годах проходил срочную военную службу в Иркутске и Братске. Заочно окончил факультет рисунка и живописи Московского народного университета искусств.
С 1963 года учился в Пензенском художественном училище и в 1968 году окончил его, выполнив дипломный эскиз из пяти живописных работ под общим названием "Мои земляки" с оценкой "отлично".
Дальнейшую жизнь Анатолий Ширманов посвятил селу, где преподавал рисование в школе (1968–1988), сеял хлеб, косил сено и работал творчески, регулярно участвуя в областных, зональных и других художественных выставках. В Пензенской картинной галерее проходили его персональные выставки. В 1996 году был принят в члены Союза художников России.
Создал в Пестровке сельскую картинную галерею, где находятся
более 150 его работ и куда приезжают гости, в том числе из Москвы,
Санкт-Петербурга и даже ближнего зарубежья, Германии и Италии.
Все пейзажи и сюжетные композиции художника Ширманова связаны с его малой родиной. Благодаря своему чувству цвета и света мастеру удается поделиться со зрителями летним жизнеутверждающим настроением, о природе которого он говорит: "Здесь, в цепляющейся из последних сил за выживание деревеньке, при определенных способностях чувствовать красоту и богатство протекающей мимо нас хрустальным ручьем жизни, на обычной тропинке можно увидеть то, что не увидишь на всех городских площадях мира".
Картина "Бабье лето" написана в 2000 года.
Художник изобразил теплый сентябрьский день, ученики идут со школы домой, улица "живая". Ярко светит солнце, освещая все вокруг. Пахнет яблоками и медом.
Глядя на картину поднимается настроение и хочется верить в то, что все будет хорошо!
Картина "В снегах зимы" была написана
в 2011 году.
Посмотрев на картину, мы видим зимний пейзаж, тихо падает снег. Вдалеке стоит церковь, как в сказке окутана инеем.
Благодать, покой и умиротворение мы можем прочувствовать через этот зимний пейзаж.
Картина "Советы бабушки Ольги Захаровны" написана в 2018 году.
На полотне мы видим двух женщин, беседующих тихим летним вечером.
Художник изобразил свою жену Любовь Петровну и соседку Ольгу Захаровну, которая по его словам была очень активной женщиной, доброй и отзывчивой, всегда готовой дать совет.
Картина "Девчата колхозницы. Ушедшие в прошлое" была написана в 2021 году.
Художник, перебирая старый архив, случайно нашел свою самую первую дипломную работу, которую он защищал в 1968 году и по старым эскизам повторил это произведение.
Имя этого человека прочно вошло в историю нашего Отечества.
Афанасий Васильевич родился в 1893 году в деревне Чемизовка Камешкирского района Пензенской области в бедной крестьянской семье. Окончив начальную школу, пятнадцатилетним подростком он ушел на заработки.
В 1914 году Лапшов был призван в армию и отправлен на фронт. Февральская революция застала Афанасия Васильевича в окопах. К этому времени под влиянием большевиков он уже понимал империалистический характер войны, поэтому он с радостью встретил известие об Октябрьской революции.
С началом войны на прежней должности. Полк полковника А. В. Лапшова
в составе 74-й стрелковой дивизии принимал участие в оборонительных
боевых действиях в районе городов Бельцы и Флорешты, где Лапшов во
главе малого отряда, оборонявшего двое суток переправу через Днестр,
попал в окружение, из которого вышел, сохранив управление и личный состав. За эти бои был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
В сентябре 1941 года назначен на должность командира 259-й стрелковой дивизии 34-й армии Северо-Западного фронта. В октябре армию передали в 52-ю армию (Волховский фронт), которая вела тяжелые оборонительные боевые действия в составе в районе города Малая Вишера. Во время Тихвинской наступательной операции дивизия под его командованием совместно с 111-й стрелковой дивизией принимала участие и к 20 ноября освободила Малую Вишеру и вскоре вышла к реке Волхов. Вскоре в составе 2-й ударной армии дивизия участвовала в ходе Любанской наступательной операции.
13 июня 1942 года назначен на должность заместителя командующего 4-й армией, которая вела боевые действия по расширению плацдармов и удержанию занимаемых рубежей на реке Волхов.
13 июля 1943 года генерал-майор Афанасий Васильевич Лапшов вместе с генерал-лейтенантом Л. А. Мазановым выехал на автомашине в расположение своих войск, однако обратно не вернулся. 15 июля был найден убитым от прямого попадания снаряда в машину.
Похоронен в селе Ульяново, ныне Калужской области.
Фестиваль мордовской культуры
"Территория традиций"Каждую осень в селе Кулясово проходит
районный фестиваль мордовской культуры "Территория традиций".
Участников и гостей праздника ждет разнообразная программа:
выставка-продажа продукции народных художественных промыслов и национальной мордовской кухни; мастер-классы; обряд мордовской помолвки; угощение национальной мордовской едой, спортивные состязания,
а также гала-концерт на открытой площадке.