Лопатинский район - тихий и экологически чистый уголок в Пензенской области. Типичный пример российской глубинки, со всеми ее проблемами и необычайной красотой природы.
Добро пожаловать!
Благоприятной экологической ситуацией Лопатинский район обязан тем, что на его территории нет больших производств с вредными выбросами. Здесь не ведется добыча и переработка нефти, нет предприятий химической и металлургической промышленности.
На территории Лопатинского района благоприятная климатическая ситуация, способствующая развитию сельского хозяйства: выращивание зерна, овощей, скотоводству, птицеводству. Далеко за пределы района и всей области выходит слава о лопатинской картошке.
Геральдическое описание герба Лопатинского района гласит: "В берестяном поле золотая поющая иволга со сложенными крыльями, сопровождаемая по углам зелёными берёзовыми листьями, обращёнными врозь".
Герб языком символов и аллегорий отражает природные и
культурно-исторические особенности района.
Лопатинский район расположен в лесостепной зоне. Берестяное поле и берёзовые листья в гербе символизируют природное богатство района.
Зелёный цвет символ природы, здоровья, молодости. Поющая иволга -
символ творчества, культуры, духовного полёта. Золото - цвет богатства, стабильности, уважения и жизненного тепла.
В районе не так много исторических и культурных достопримечательностей. Туристический маршрут не будет обширным. Его можно будет пройти
за один день. Но все-таки достопримечательности в районе есть.
Это, прежде всего, школьный краеведческий музей. Здесь вы сможете узнать
об истории района, в котором издревле уживались несколько культур:
татарская, мордовская и русская, посмотреть на уникальные экспонаты.
Обязательно посетите Церковь Богоявления Господня (находится в селе Чардым) и Никольский храм, расположенный в селе Лопатино.
На территории района находится большое количество святых родников.
В дни религиозных праздников они привлекают множество паломников
со всей страны. Через реку Уза пролегает старинный мост,
построенный более ста лет назад.
В последние годы в Лопатино благоустраиваются парки, аллеи.
Много есть мест, где можно просто отдохнуть под синью деревьев, провести время с детьми на обустроенных детских игровых площадках.
Вид с горы.
Село Лопатино - административный центр Лопатинского района - названо по фамилии одного из основателей: купца Лопатина.
Лопатины служили в XVII-XVIII веках на оборонительных линиях Пензенского края.
Село возникло между 1718 и 1730 годами. На ландкарте Пензенской провинции отмечен как значительный по величине населённый пункт (1730). До постройки железной дороги через город Петровск Саратовской губернии -
крупный торговый центр региона.
В 1780 году в Лопатине 121 двор с числом жителей около тысячи человек.
На территории района расположены 40 населенных пунктов. Район многонационален, всего насчитывается более 25 наций, проживающих
на территории района. Среди них: русских - 62,4%, татар - 21,0%,
мордвы -14,7%, других национальностей- 1,9%.
К историческим традициям, известным людям, которые родились
или просто побывали на Лопатинской земле в этих местах отношение особое, бережное. В районе существует легенда, объясняющая очень распространенную в мордовских селах фамилию Пушкин. Александр Сергеевич,
собирая материалы для своего труда "История Пугачевского бунта",
побывал в этих местах и, зная его любвеобильность, можно догадаться
откуда столько Пушкиных в Лопатинском районе.
Целая плеяда мордовских литераторов представлена в Лопатинском районе.
Аникин Степан Васильевич - эрзя - мордовский писатель,
составитель первого сборника мордовских сказок.
Родился в 1868 году в с. Камаевка Лопатинского района.
Федор Кириллович Ильин (Ильфек) – мордовский поэт и писатель,
уроженец с. Пылково. Также оно является родиной таких известных эрзянских писателей как Сергей Андреевич Салдин и Иван Федорович Панькин.
Сергей Захарович Платонов - переводчик, поэт и писатель,
член Союза писателей - родился в 1915 году в деревне Сосновка. На эрзя - мордовский язык им были переведены произведения А.С. Пушкина,
Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова. Его стихи были напечатаны в сборнике лучших авторов Пензенской области "Край мой, единственный в мире".
В районе имеется ряд исторических и культурных памятников:
старейшие в области церкви (неработающие) в селах Луначарское и Чардым, относящиеся к объектам культурного значения.
Храм Во имя Рождества Пресвятой Богородицы расположен в селе Луначарское (Троицко-Варыпаево) село. Он был построен в 1765 году на средства княгини Евдокии Киндишиной в традициях XVII века. Одноглавый храм типа "восьмерик на двухсветном четверике" соединен с небольшой шатровой колокольней посредством трапезной, имеющей два придела, примыкающих к храму полукруглыми апсидами. В декоре заметно влияние московского барокко.
Церковь во имя Богоявления Господня в селе, получившем по ее имени название Богоявленского Чардыма, построена в 1761 году на средства господина Аристова в традициях XVII века.
Основу ее композиции составляют храм типа "восьмерик на двухсветном четверике" и небольшая шатровая колокольня, испытавшие на себе воздействие московского барокко, что проявилось в фигурной форме наличников круглых окон второго яруса колокольни и изящной (ныне утраченной) главке на тонкой шейке, венчающей собственно храм.
В отличие от других пензенских церквей данного типа храм в селе Чардым имеет не полукруглую, а пятигранную апсиду.
В этой церкви крестили поэта и прозаика, автора известного романса "Калитка" Алексея Николаевича Будищева (14.01.1864 - 22/23.11.1916).
В Лопатино находится старинная Никольская церковь. Она была построена на средства прихожан в 1889 году, освящена 29 июня 1892 года
Здание построено в формах эклектики. К двухсветному крестообразному
в плане объему храма с востока примыкает полукруглая апсида, а с запада - трапезная с равным ей по ширине первым ярусом колокольни. Второй
свет храма образуют строенные окна с полуциркульным завершением, обрамленные архивольтом. Нижние проемы имеют такую же форму и
отмечены сандриками с треугольным подвышением, Углы храмовой
части и колокольни украшены пучками колон. В декоре широко использованы элементы древнерусской архитектуры: городки, поребрик, гирьки, ниши.
Церковь собирала прихожан на богослужения до конца 20-х годов
прошлого века, затем верующие стали подвергаться жестоким гонениям.
Наш храм тоже был поруган, но уцелел, не был разрушен, как другие.
Спустя много лет по воле Божьей ему была возвращена святость.
В августе 1992 года богослужения в храме возобновились.
.
Сейчас Никольский храм уже начал свое возрождение. В 2000 -х годах возвели купола и начали монтаж звонницы. 2 июня 2019 года войдёт в историю Лопатинского благочиния новым ярким свершением: возведённую в
прошлом году колокольню Никольского храма, наконец, увенчал золотой
купол с крестом. Событие это было приурочено к очередному посещению Лопатина епископом Кузнецким и Никольским Нестором.
Одним из исторических символов районного центра Лопатино,
который запечатлен на гербе села, является железобетонный мост
через реку Узу, построенный был в 1912 году. Он признан исторической и архитектурной ценностью. В последние несколько лет мост был полностью отремонтирован. Исконная архитектура моста была сохранена.
К мосту довольно удобно проехать. С него открывается прекрасный вид на реку и окружающий природный ландшафт. Согласно преданиям, пребывание на мосту помогает сохранять прочность семейных уз. Молодожены обязательно в свой главный день приезжают на мост и прикрепляют к его перилам замочек со своими именами. Здесь часто назначают свидания влюбленные.
Стремительный, воздушный и изящный!
Стоишь ты над Узою в полный рост,
Под струны вод, меж берегов звенящих,
Пою тебе хвалу, мой старый мост.
Построен ты руками человека,
Но был прорабом, несомненно, Бог.
Давным-давно, еще в начале века
Двадцатого, среди степных дорог.
Окутанный легендами и былью,
Историю Лопатино вкусив,
Ты не покрылся вековою пылью,
Все так же юн, надежен и красив.
Эти строки про мост написал наш земляк,
поэт Александр Александрович Носов.
В центре села Лопатино в 2020 году была открыта Аллея Героев.
В центре аллеи расположены мемориальные плиты, на которых высечены имена Героев Советского Союза, уроженцев Лопатинского района- Ивушкин Пётр Терентьевич, Калишин Василий Фёдорович, Кистаев Иван Васильевич, Наумов Василий Михайлович, Рыбаков Алексей Филиппович, Фирсов Николай Яковлевич; Кавалер ордена Славы 3-х степеней - Макаров Александр Денисович.
Лопатинцы чтят память людей, прославивших район. На центральной площади села расположена мемориальная стена "Лопатинцы помнят Ваши имена".
На стендах вписаны фамилии ушедших в мир иной лопатинцев, кто своим трудом внес значительный вклад в становление и развитие района.
Обязательно включите в туристический маршрут путешествия
по Лопатинскому району посещение родников. На территории района
действуют родники с кристально-чистой водой.
Родник "Семиключье" находится в 5 км от села Китунькино,
освящен в честь иконы Божьей матери и вода в нем считается целебной.
В течение года здесь проходят христианские службы с участием
церковного служителя и жителей.
В районе есть родник, обустроенный в 2007 году по христианским традициям и освященный в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 2008 году неподалеку от семиключевого оврага был открыт второй родник, устроенный по мусульманским обычаям. На территории родника есть минарет.
Родник "Желтенький" расположен между русским село Козловка
и татарским селом Старый Вершаут. Свое название родник получил
за холм из желтого песка. Из песков течет кристально чистая
минеральная вода. Для любителей закаливания здесь обустроена купель. Отдохнуть от дороги можно в уютной беседке.
К роднику проложена асфальтированная дорога.
На границе Верешимского и Даниловского сельсовета расположен
родник "Живоносный". По преданьям на этом месте проходили молебны, поэтому родник называют "намоленный".
В селе Пылково по инициативе жителей благоустроен родник Ормаж- лисьма, что в переводе звучит как "Холодный родник" или "Родник болезни".
Вода в нем, действительно, очень холодная.
В селе существуют две легенды по-поводу названия данного родника.
Первая версия: если в жаркий летний день выпьешь воды из этого родника, то непременно заболеешь-заработаешь "орму" (в переводе с мордовского болезнь). Но зато она может стоять целый год и не портиться.
Версия вторая: Недалеко от родника в 30-70 -е годы находились
колхозные поля. Сельским жителям приходилось спускаться далеко в
овраг, для того, чтобы набрать воды для полива, и следственно,
тяжелая работа сказывалась на здоровье людей.
Вода из этого родника очень "грубая", поэтому ей необходимо отстояться. Раньше многие жители Пылкова брали воду из этого источника - пили сами, поили скот, но с появлением водопровода о природном ручейке подзабыли и перестали его благоустраивать. И вот по инициативе уроженца села А.П. Барышева родник обрёл вторую жизнь. Александр Павлович и другие
пылковцы расчистили вокруг него территорию, установили беседку, столик, лавочки, разбили клумбы, а на склоне выше родника посадили фруктовый сад,
в котором тянут свои ветви к солнцу яблони, груши, айва и даже кедры и японская вишня. 28 мая 2015 года настоятель Никольского храма
протоиерей Николай Наумчук совершил чин освящения родника.
Еще один родник на территории с. Пылково - Попо-лисьма ("Родник батюшки") - расположен недалеко от сельского дома культуры, где раньше стояла
церковь в честь святого Архистратига Михаила. Рядом с церковью находился дом батюшки, в честь него родник и был назван.
В августе 1925 деревянная церковь сгорела. Воду из "Попо-лисьмы"
используют 33% жителей села. Она отличается необычной чистотой и вкусом. Индивидуальный предприниматель Геннадий Модарькин благоустроил родник, который был освящен в 2008 году.
Посещать в праздник Вознесения Господня этот источник -
одна из давних пылковских традиций.
Дом купца Воробьева.
В ряду российских культурных ценностей дворянская провинциальная усадьба занимает исключительное место. Русская усадьба была олицетворением духовных и культурных ценностей. Для провинциальной России - это образ жизни, уникальный бытовой уклад. Чем была усадьба для ее создателей и владельцев? Не чем иным, как земным раем, воплощением идеалистических мечтаний.
Микрорайон, существовавший в дореволюционном Лопатине неподалеку от бетонного моста, назывался барским. В отличие от всего остального села, строили здесь настоящие хоромы, добротнейшие здания, часть из которых была двух этажной. Здесь располагались купеческие дома и помещичьи усадьбы.
В Лопатине к началу 21 века осталось лишь несколько помещичьих усадеб.
Одним из известных купцов является А.И. Прибытков, который
обосновался в Лопатино в первой половине 19 века, может быть
даже в 40-х годах. Сохранились сведения о покупке им и его односельчанкой графиней Н.А. Толстой в 1894 году 38 крепостных крестьян.
«Вступив во владения он за 2 года довел крестьян до полной нищеты.
В результате через два года большая часть из 365 семей нищенствовала.
Ко всему этому он не постыдился заставить бедняков строить для него
дом на их средства и их силами».
В 1851 году помещик был застрелен. Последнего представителя этого рода - Виктора Андреевича Прибыткова - "выгнала" из Лопатина революция. Ничто, казалось бы, не напоминает сейчас в селе о некогда главной фамилии – Лишь "Прибыткин дом" (как называют его старожилы), наверное, тот самый, что строили за свой счет помещику крестьяне. Он сменил многих хозяев, в нем располагался райсуд, районный земельный комитет, а сейчас он пустует.
На территории района расположено несколько крупных прудов -
в селах Козловка и Пылково. Они используются для разведения рыбы,
а в летнее время для отдыха и купания.