Район был образован в составе Саратовского округа Нижне-Волжского края. С января 1934 года - в составе Саратовского края, с декабря 1936 года -
в Саратовской области. 4 февраля 1939 года передан в состав вновь образованной Пензенской области.30 сентября 1958 года к Малосердобинскому району была присоединена часть территории упразднённого Даниловского района.1 февраля 1963 года район был упразднён, его территория вошла в состав Колышлейского района. 11 декабря 1970 года Малосердобинский район был восстановлен.
Административный центр – с. Малая Сердоба. Площадь района – 1.109 км². Граничит на севере – с Пензенским, на севере -востоке – с Шемышейским районами Пензенской области, на юге – Петровским и Екатериновским районами Саратовской области, на западе – Колышлейским, на востоке – Лопатинским районами Пензенской области.
Численность населения на 1 января 2021 года –
8 тысяч человек. Большинство населения – русское,
в селах Старославкинского сельсовета
компактно проживает мордва-эрзя.
В составе района 6 сельских советов, 22 населенных пункта. Малосердобинский муниципальный район включает в себя сельсоветы: Дружаевский (ц. – с. Дружаевка), Ключевский (с. Ключи), Липовский (с. Марьевка), Майский (с. Майское), Малосердобинский (с. М. Сердоба) и Старославкинский (с. Ст. Славкино).
16 июля 2000 года Малая Сердоба праздновала свое 300-летие.
Тогда, 20 лет назад, у здания автовокзала собрались праздничные колонны представителей учреждений и организаций. В торжественной обстановке здесь в качестве мемориального знака был установлен осколок гранитного камня, который "помнит первых поселенцев Малой Сердобы".
Откуда он взялся этот гранит, ведь на территории Малосердобинского района своего природного гранита нет. А явился он с Кольского полуострова в эпоху великого оледенения примерно 250 тысяч лет назад на спине громадного ледника толщиной до 2-2,5 километра. И потом много-много лет лежал этот огромный гранитный валун на обочине дороги, что ведет в сторону больницы, на стыке улиц 50 лет октября и Комсомольской. Проходя мимо, никто и не догадывался, что это самая древняя достопримечательность села
Музей, посвященный выдающимся землякам, которые родились и провели детство на территории нынешнего Ключевского сельского совета:
певица Лидия Русланова, писатель Федор Гладков и художница Вера Ермолаева.
В музее представлены: зал истории села Ключи;
главный зал, в котором собраны материалы о биографии и творческой деятельности В. М. Ермолаевой, Ф.В.Гладкова, Л. А. Руслановой; зал, в котором отражается крестьянский быт Малосердобинского населения - "Изба".
Зал истории села Ключи содержит стенды, содержащие информацию об образования села, карту конца XIX века, когда село находилось в границах Саратовской губернии, характерные типажи людей, проживающих на территории губернии, а также карту нового столетия с современными границами, фотографии современного вида села Ключи.
В этом зале экскурсовод расскажет об истории возникновения села Ключи, историю создания музея и много других интересных фактов.
Главный зал содержит информацию о биографии, творческой деятельности знаменитых земляков. Также имеются экспонаты, принадлежащие Ф.В. Гладкову: шляпа, настольная лампа, настольный светильник,
книга с автографом писателя, сделанным для своей внучки.
Здесь можно увидеть старинный женский праздничный костюм "Китайка", который носили в конце XIX – начале XX века, баян 1940-х годов, коллекционные грампластинки с записями песен Руслановой и другие экспонаты.
Гостям будет интересно узнать о детских годах уроженцев области,
прошедших на территории нынешнего Ключевского сельсовета,
историю непростой жизни и, конечно же, незабвенного творчества
Лидии Руслановой, Федора Гладкова и Веры Ермолаевой.
Зал музея "Изба" содержит экспонаты, свидетельствующие о жизни людей разных сословий Малосердобинского района XIX–XX веков:
глиняную, стеклянную посуду, берестяные изделия, домашнюю утварь, действующий ткацкий станок, одежду, образцы тканей, инструменты хозяйственного назначения и многое другое.
В "избе" сложена настоящая русская печь,
в которой гостям приготовят вкусную горячую кашу.
А на старинном ткацком станке можно освоить навыки ткачества.
На территории Музейного центра проводится Межрайонный фестиваль русской народной песни имени Лидии Андреевны Руслановой.
Его цель - выявление самобытных исполнителей народной песни и совершенствования их мастерства, популяризация народной песни, а также привлечение внимания к творчеству выдающейся русской певицы.
В нем принимают участие местные коллективы и
гости из других районов Пензенской области.
В храме проходят службы.
28 января 1776 года в селе была освящена церковь во имя святых Бориса и Глеба.
В 1827 году деревянная церковь была заменена на каменную Троицкую во имя Троицы и Архангела Михаила.
В 1911 году в ее ограде отмечены надмогильные кресты: три из белого мрамора и один деревянный, две древние чугунные плиты с надписью и каменная без надписи. В 1980-е годы по соседству с тем местом, где была церковь, располагался жилой дом Сергея Демина фронтовика лётчика и учительницы Клавдии Фроловны. В огороде обвалилась могила священнослужителя. Склеп был выложен кирпичом, в погребении священнослужителя нашли миниатюрные иконы выполненные техникой финифти, полуистлевшую ризу, сапоги.
В 1937 году церковь закрыли. О том, как ломали храм, рассказывали ключёвские жители. Сколачивали группы из местных мужиков. Работа была непростой, не каждый соглашался. Председатель рабочим платил наличными Колокольню и купол ломали при помощи трактора, со стороны пригласили татарина. Кирпич пошел на строительство колхозных нужд. Выносили церковную утварь, книги и иконы сбрасывали в кучу. Не боясь местной власти, а только Божьего гнева, сельчане брали и несли иконы домой. Местная жительница "Даньшиха" взяла, да сплясала на иконах. В дальнейшем о содеянном сильно пожалела, тело ходило ходуном.
В 2016 году жители села Ключи приняли решение построить на месте старого разрушенного храма новый. Его назвали по первоначальному названию храма во имя святых Бориса и Глеба. Во время проведения землеустроительных работ были обнаружены останки ранее захороненных здесь людей, чьи могилы потревожили, сказать сложно. 16 мая останки, извлеченные из земли, были уложены в гроб. Священнослужитель Сергий Месяц отслужил панихиду. Затем гроб был опущен в приготовленную могилу, и усопшие не менее века назад были вновь преданы земле. Храм работает, здесь проходят службы.
Михайловский родник известен с XVIII века. К этому роднику ходил за водой будущий известный советский писатель Федор Гладков,
детские и юношеские годы которого прошли в Большой Чернавке.
В память о нем 21 июня 2012 года родник был заново благоустроен и освящен.
У родника укреплен портрет писателя Ф.В. Гладкова.
Вода в роднике славится целебными свойствами.
Памятник Фёдору Гладкову.
Фёдор Васильевич Гладков родился 21 июня 1883 года в селе Большая Чернавка Петровского уезда Саратовской губернии, ныне Малосердобинского района Пензенской области.
В его честь в 1983 году на границе Малосердобинского и Пензенского районов, в непосредственной близости от трассы Р158, соединяющей Саратов и Нижний Новгород, был установлен памятник.
Каждый проезжающий по этой дороге, может увидеть этот чёрно-белый кубический монумент, напоминающий о том, что в Пензенской области, помимо М.Ю. Лермонтова и В.Э. Мейерхольда, есть и другие славные имена.
Вопросам духовного воспитания населения, возрождения национальных традиций в Малосердобинском районе уделяется большое внимание. Именно через воспитание духовности, патриотизма можно говорить о возрождении нации. Сегодня, когда утрачены исконные ценности и приоритеты очень важно проявлять всемерную заботу о духовном наполнении человека, его способности сострадать и бескорыстно помогать, любить свою Родину, край, семью. И очень радостно, что возрождаются храмы, открываются музеи, облагораживаются родники, которые делают человека духовно чище и богаче.
1 июня 2017 года в селе Старое Славкино прошло
освящение часовни "Рождества Пресвятой Богородицы".
Его провел Владыка Сердобский и Спасский Митрофан.
Колокольня Чунаковского храма.
Чунаковская колокольня – самое старое кирпичное сооружение района, признанное памятником Малосердобинского района. Колокольня сохранилась от разрушенной
в 1934 году церкви Казанской Божией Матери, которая стояла на самом высоком месте
в селе и привлекала внимание
своей красотой и величием.
Чунаковская церковь была свидетельницей очень важных знаменательных событий как села,
так и страны. Она видела пленных французов в 1812 году и пленных немцев периода Великой Отечественной войны. Здесь останавливался во время своей поездки в Саратов
будущий русский царь Александр III.
Стены колокольни до сих пор поражают своей мощью. А в середине 70-х годов прошлого века один из нерадивых председателей колхоза приказал одному из трактористов свалить зачем-то колокольню. Тот подогнал Кировец, пытался это сделать, но у него ничего не получилось.
В церкви Казанской Божией Матери в разные годы служили священники, ставшие впоследствии знаменитыми людьми. Один из них - Сергий Кудрявцев(Кубрин) - по происхождению из чунаковских крестьян, получивший очень высокий церковный сан, противостоял в 20-30-е годы как самой высокой церковной власти, так и Правительству СССР. Его несколько раз арестовывали, приговаривали к расстрелу, он совершал побеги.
Сергий Кудрявцев умер при загадочных обстоятельствах в тюрьме в Мордовии
в 1953 году. Был реабилитирован в 60-ые годы.
Заслуживают внимания и изучения судьбы других священников Чунаковской церкви, среди которых были представители очень знаменитых семей России. Многие из церковнослужителей были расстреляны в разные годы.
Осенью-зимой 1941-1942 годов на подступах к Москве сложилась
тяжелая обстановка. Советское командование приняло решение строить оборонительный рубеж, который пройдет по ряду областей Поволжья и других.
В окрестностях сел Майское и Бадровка Малосердобинского района
начались работы по рытью противотанковых рвов,
размещению воинских частей, установке орудий.
Работы на строительстве рубежа велись в очень суровое время: стояли сильные морозы, землю приходилось долбить кирками, ломами, лопатами. Работали на строительстве в основном женщины, старики, подростки. Очень быстро изнашивалась одежда: валенки, рукавицы, перчатки.
В настоящее время широкие противотанковые рвы сохранились
в окрестностях с. Бадровка Майского сельсовета.
Недалеко от них были обнаружены места, которые указывают на то,
что здесь должны были быть установлены огневые точки.
Воспоминаний участников строительства рубежа сохранилось мало,
но учениками и учащимися Чунаковской школы собран богатый материал об участниках строительства (жителях всех сел Малосердобинского района и ряда сел Лопатинского района, по территории которого тоже прошла эта линия оборонительного рубежа), которых уже нет в живых.
В феврале 2018 года проведен районный фестиваль в память
о строителях Волжско-Сурского оборонительного рубежа.
Объявлен сбор средств на установку памятника строителям рубежа.
Он находится в четырех километрах восточнее села Малая Сердоба
Пензенской области, по направлению к селу Саполга, на правом берегу одноименной речки - Саполги, несущей свои немногообъемные,
но холодные и чистые из-за обилия родников воды в реку Сердоба,
приток Хопра. Это место очень ценно не только для жителей
близлежащих сел, но и паломников соседних областей.
О его появлении существует несколько преданий.
«Жил в селе старик. Два сына его служили в армии, шла война с турками.
От сыновей не было никаких известий. Старик беспокоился и просил Бога, чтобы сыновья вернулись домой. Однажды он пошел в лес за грибами,
набрал мало, но очень устал. Тяжелые раздумья о сыновьях с
нова одолели его и он, повернувшись на восток, стал горячо молиться и
просить Бога о возвращении сыновей. От пролитых слез
образовалась лужица. Она росла, и изумленный старик увидел,
что в середине лужицы бьет ключ. Попил воды старик и пошел домой.
Каково же было его удивление, когда он увидел во дворе много людей.
Войдя в избу, он увидел за столом своих сыновей, а старуха-мать
кормит их с дороги. Радости его не было предела. Но старик не забыл
о том месте, где молился. Возвращение сыновей он связывал
с обращением к Богу. Через несколько дней повел он к ключу
своих сыновей, срубили ни сруб, повесили глиняную кружку,
чтобы путники, проходя мимо, могли утолить жажду. Да и замечали,
что вода в роднике какая-то особая. Бывало, попьет какая скотина
этой воды и выздоравливает. Это место стало святым для всех жителей села. Здесь начались богослужения. А родник назвали Богомольным».
Музей имеет четыре выставочных зала – крестьянского труда и быта,
новейшей истории и воинской славы, зал природы и древней истории края, который рассказывает об обитателях древних морей Кампанского века мелового периода мезозойской эры. Окаменелостям, выставленным в экспозиции, 70-80 миллионов лет. Это позвонки, кости, зубы древних ящеров плезиозавров и мозазавров, зубы акул и другие экспонаты.
В зале крестьянского труда и быта выставлены экспонаты характерные для крестьянского образа жизни – орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда из домотканого полотна, вышивка и т.д.
Зал воинской славы посвящен малосердобинцам - участникам
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Здесь выставлены стенды с фотографиями Героев Советского Союза,
кавалеров боевых орденов, женщин - участниц войны, многих наших земляков, геройски защищавших родину от нашествия врага.
Выставки и музейные предметы зала новейшей истории
рассказывают об истории края с начала XX века.
Здесь же фотографии с участниками Первой мировой войны, революции, гражданской войны, собраны сведения о тех, кто устанавливал советскую власть, организовывал колхозы, а сними и новую жизнь на селе.
Музей ведет работу по сбору экспонатов в основном среди населения района.
Жители передают фотографии, документы, рассказывающие о событиях
XIX - XX веков, предметы труда и быта в основном этого же периода. В музее собрана коллекция вышивки, одежды местного населения XIX – XX в.
Кроме того, собираются экспонаты, характеризующие историческое
прошлое животного и растительного мира. Малая Сердоба и ее окрестности когда-то были дном моря мелового периода мезозойской эры.
В меловых породах встречаются зубы древних акул, ростры и раковины моллюсков, фрагменты окаменевших костей морских ящеров.
Демонстрация окаменелостей в музее, вызывает несомненный интерес, как у детей, так и среди взрослого населения.
Церковь Николая Чудотворца.
Никольская деревянная церковь построена в 1881 году на средства прихожан. Придел во имя преподобного Сергия Радонежского. При церкви церковно-приходская школа с 1889 года.
Михайло-Архангельская деревянная церковь построена в 1725 году. В 1890 году на средства прихожан была построена новая деревянная однопрестольная церковь. Храм не отапливался. Церкви не сохранились.
В 2003 году построена деревянная церковь Николая Чудотворца.
Родник известен с 18 века.
Родник, освященный в честь святителя Николая Чудотворца, находится на левом берегу реки Колемас (местные называют ее Малой Сердобинкой). Сюда огаревцы постоянно ходят за водой, особенно на Крещение.
В настоящее время над родником построена часовня, рядом имеется купальня. Используется местными жителями, приезжают и гости из соседних областей. Был известен еще в усадьбе дворян Огаревых, которые основали село.