Сердобский район – один из самых красивых природных уголков Пензенской области.
Многовековые леса богаты своей флорой и фауной, обилием редких растений, занесенных в Красную книгу. Здесь же расположены памятники истории и архитектуры, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся деятелей культуры, искусства, литературы России.
Храм Михаила Архангела в Сердобске существовал с первых лет
основания слободы. Шел в ногу со временем, изменялся, перестраивался, нередко подвергался гонениям, отражая собой социально-экономическое, политическое состояние Сердобского края и всей страны.
Собор строился 10 лет - с 1895 по 1905 годы - по проекту
саратовского архитектора А.М. Салько (1838-1918).
Основой послужил построенный зодчим храм в честь святого равноапостольного князя Владимира в Саратове. В архитектуре здания использовались приемы композиции и убранства древнерусского зодчества, со стилизацией отдельных его форм. Храм получился громадный, высотой до крестов более 50 метров. Он может вместить 3000 человек.
Интерьер храма украшен росписями и орнаментами в 1909 году московскими художниками школы П.П. Пашкова.
В 1937 году собор закрыли. От разрушения его спасло то, что в нем размещался военный склад. В конце Великой Отечественной войны по просьбе прихожан храм разрешили открыть, в 1946 году он вновь был освящен.
В соборе были проведены восстановительно-реставрационные работы и возобновлены службы. В 1993 году - установлены новые колокола.
Каждый день храм открывает двери для своих прихожан и гостей города.
Собор Михаила Архангела – предмет гордости сердобчан.
Среди живописных берегов рек Сердобы и Хопра, в близком расположении
с селом Куракино Пензенской области, находятся остатки одного из известнейших в России дворцово-паркового комплекса усадьбы
"Надеждино", принадлежавшего когда-то Александру Борисовичу Куракину - "Бриллиантовому князю".
В конце XVII века Петр I даровал своему свояку князю
Борису Ивановичу Куракину черноземные земли, простирающиеся
на десятки верст вдоль рек Сердобы и Хопра.
По указу князя они были заселены крепостными
крестьянами из суздальских поместий, построена деревянная
церковь Бориса и Глеба. Село получило название Борисоглебское.
Отличившийся в знаменитом Полтавском сражении, в Азовских
походах и битве под Нарвой, князь Б.И. Куракин, выйдя в отставку и
перейдя на дипломатическую службу, так и не увидел своего имения.
Спустя много лет, в 1782 году, правнук Бориса Ивановича,
князь Александр Борисович Куракин, попав в немилость Екатерины II
за дружбу с цесаревичем Павлом, был удалён в свое далекое родовое
поместье Саратовской губернии. Молодой и красивый, привыкший
к царским палатам и петербургским дворцам, он начинает постройку
усадьбы и символично называет ее "Надеждино".
К 1792 году возводится трёхэтажный дом, смотрящий в сторону реки,
с шестиколонным ионическим портиком. С восточной и западной сторон
дома - дворца выстраиваются одноэтажные дугообразные корпуса
с воротами-башнями и двухэтажными флигелями. Парадный двор
в форме овала раскрывался в сторону обширного парка,
общей площадью более 100 гектар. Виды усадьбы с парком были
запечатлены художниками Я.Я. Филимоновым, П. Малютиным, В.П. Причетниковым и гравированы в 1800 году в Вене Й. Моссмером.
Усадьба "Надеждино"
Во всех официальных справках и научных трудах о Куракинском дворце, в том месте, где речь шла об авторе памятника, писалось: "Автор неизвестен". 28 июля 1964 года удалось установить истину, над которой почти 70 лет бились крупные искусствоведы и архитекторы нашей страны. В библиотеке Пензенского областного краеведческого музея были обнаружены уникальные, но неизвестные ранее документы – проектные чертежи ансамбля усадьбы "Надеждино". Автором этих чертежей был знаменитый архитектор Алоизий Руска, выходец из небольшого швейцарского городка Лугано. Теперь установлено достоверно, что автором дворца и частично боковых флигелей усадьбы является А. И. Руска, а авторами других построек, в частности, восточных и западных ворот, гостиного двора, являются А. И. Бернардацци и Н. С. Ермолаев.
В 20-годы XX века пожар превратил трёхэтажный дворец в руины,
больше повезло флигельным постройкам, в которых почти 40 лет
располагался землеустроительный техникум, а позже -
психоневрологический диспансер, закрытый в 2003 году.
Усадьба "Надеждино" имеет статус объекта культурного наследия
народов РФ федерального значения. В 2014 году Правительство Пензенской области выставило ее на аукцион. В октябре того же года объект был приватизирован. В настоящее время ведутся работы по реконструкции усадьбы. Восстановлены несколько построек дворцового ансамбля, обустроен гостевой дом, ведутся противоаварийные и проектные работы барского дома и флигелей.
Сделан спуск к реке, пристань, ведутся благоустроительные работы вдоль реки.
Храм святителя и чудотворца Николая находится на территории
старинного сельского кладбища. Кирпичная кладбищенская церковь, построенная в 1812 году в формах классицизма, несколько лет стояла неотделанною: покрыта была крышей только наполовину, не было рам и дверей.
В 1816 году князь Куракин обратил на это внимание и приказал
управляющему отделать церковь: оштукатурить, покрасить,
поставить иконостас старой надеждинской сельской церкви и освятить.
Но старый иконостас оказался негоден, и был сделан новый.
Летом 1816 года умер барон А. Н. Сердобин (1781-1816), воспитанник князя,
и погребён в ещё неосвящённой каменной кладбищенской церкви. Узнав
об этом, князь приказал поспешить с отделкой и освящением храма.
Оно состоялось на день ангела князя Александра Борисовича - 30 августа
1816 года, но его самого не было в имении. После освящения управляющий
угощал в княжеском доме некоторых из присутствующих на торжестве
соседних помещиков и сердобских судей с их семьями.
В течение XIX века церковь претерпела несколько незначительных реконструкций. Деятельность храма была прекращена в конце
20-х годов XX века, с этого времени здание стало разрушаться.
Восстановление храма началось в 2011 году: 10 июля, при проведении
работ по расчистке внутри храма, был обнаружен склеп с неизвестным захоронением, на следующий день было произведено его вскрытие и обследование специалистами из города Пензы. Установлено, что это останки
воспитанника князя А.Б. Куракина (незаконнорожденного сына князя).
После необходимых обмеров, описания и фотофиксации праха барона
А. Н. Сердобина настоятелем храма о. Марианном (Яворским) была отслужена панихида. Гроб был возвращён на прежнее место, а склеп вновь замурован.
В настоящее время над склепом, на южной стене, укреплена памятная доска белого мрамора с текстом: "Здесь покоится прах барона Александра Николаевича Сердобина (1781-1816), воспитанника князя Александра Борисовича Куракина". Храм восстановлен в 2014 году.
В архитектурном аспекте Никольская кладбищенская церковь представляет интерес как образец небольшого культового сооружения, построенного в духе ампирных (классических) традиций двадцатых годов XIX века.
Музей располагается в старинном здании бывшей церковно-приходской
школы, построенном на рубеже XIX-XX веков, являющимся памятником культурного наследия Пензенской области. В 2019 году
музей отметил свое славное 100-летие.
Музей - это хранилище истории сердобского края, здесь увековечена память о людях, прославивших сердобскую землю, о достопримечательных местах, уголках, о памятниках культурного и исторического наследия.
Инициатором его создания выступил художник-архитектор
Модест Михайлович Черемисинов. С 1912 года он поселился в городе Сердобске и служил в уездном земстве в отделе Гражданских сооружений.
Первыми экспонатами музея были ботанические, зоологические и палеонтологические коллекции. Сначала учреждение было общеобразовательным: его экспонаты часто использовались на уроках естествознания. По этой причине коллекции не сохранились.
Музей перенесли в Народный дом, где размещалось ранее уездное земство.
В 30-е годы его неоднократно переводили из одного в здания в другое.
С конца 50-х годов учреждение находилось в старинном доме на ул. Набережной (бывшие номера госпожи Поповой, названные по имени их владелицы).
С 1985 года музей расположился в здании, построенном на рубеже XIX-XX веков как церковно-приходская школа. Сейчас музей располагается в этом же здании.
В годы Великой Отечественной войны в этом здании
размещался эвакогоспиталь.
По экспозиции музея можно узнать всю историю развития края,
его фауну и флору, познакомиться с выдающимися людьми.
А Сердобский край дал их немало: создателя электрической свечи
П. Н. Яблочкова, писателя В. А. Слепцова, революционера Д.В. Каракозова,
художника-иллюстратора Н. В. Кузьмина, первого полного кавалера
солдатского ордена Славы Н. А. Залётова и др.
Много интересного рассказывают экспонаты музея, а их собрано –
более 17 тысяч единиц основного фонда и более 6 тысяч единиц
научно-вспомогательного. Обозревая экспонаты, посетители наглядно знакомятся с местным краем. Большой интерес представляет палеонтологическая коллекция – останки давно вымерших животных,
которые найдены в нашем районе любителями-краеведами.
Не менее интересны археологические находки каменного века,
то есть того периода, когда человек ещё не умел использовать природные богатства. Металл ему ещё не был известен, и свои орудия человек делал из камня. В витрине находятся каменные топоры – молоты разных периодов каменного века. Здесь же находятся обломки посуды из необожженной глины, относящейся также к каменному веку и найденные около села Куракино.
Привлекают внимание уголки природы местного края – мир животных
и птиц – представители обитателей нашего края.
В настоящее время в музее работает пять залов: зал природы,
зал истории края, зал предметов старины, зал Славы и зал художника-иллюстратора Н. В. Кузьмина.
В Зале Славы проходят мероприятия, встречи с участниками ВОВ, с офицерами запаса, поэтами, художниками, музыкантами. Сотрудниками оформляются передвижные и стационарные выставки, проводятся тематические экскурсии, патриотические мероприятия и квест-игры.
В 1905 году на самом высоком месте, на Нагорной площади,
построили пожарное депо и каланчу в пять этажей в стиле русского зодчества, восьмерик на четверике.
"Восьмерик на четверике" - тип архитектурной композиции здания:
верхний объём октагональной конфигурации, "восьмерик", поставлен на "четверик", как правило, более низкий. Изначально, это архитектурное
решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. Сочетание контрастных форм придаёт устремленность ввысь, динамизм - характерная черта стиля барокко.
Из истории известно, что, пожарная часть ранее обслуживалась лошадьми. Всего в пожарной части было 17 лошадей.
В микрорайоне "Березки" к 140-летию со дня рождения писателя Василия Алексеевича Слепцова (1836 - 1878) установлен бюст, выполненный сердобским скульптором Виктором Яковлевичем Ларцевым (1918 - 1976).
В 1935 году Ларцев поступил в Пензенское художественное училище. В 1939 году его призвали в РККА. В училище Виктор Яковлевич вернулся лишь после демобилизации и, закончив его в 1948 году, уехал в Сердобск. Работал в педучилище и школах города, музыкальной школе, долгие годы был связан с местным краеведческим музеем (выполнил для экспозиции бюсты земляков).
Василий Алексеевич Слепцов родился 17 июля 1836 года в Воронеже.
Его отец был потомственный дворянин. Мальчик получил блестящее образование, учёба сначала проходила в Москве, куда переехала его семья.
По получению в 1849 году отцом в наследство имения в селе Александровке Сердобского уезда, Василий Алексеевич поступает в третий класс
Пензенского дворянского института. В это время он пишет свои первые стихи.
В 1853 году Василий Алексеевич уезжает в Москву и поступает в университет,
на первый курс медицинского факультета, но медициной он увлекался не долго. Был превосходным рассказчиком и чтецом, увлекательный собеседник и человек редкой, артистически-изящной красоты.
Современники Слепцова между собой в один голос давали лестные характеристики о его внешности. Писатель отличался изяществом,
у него черты лица, когда он улыбался, то были видны необыкновенные
белизны зубы, цвет лица был матовым и бледным;
он был высок, строен, одевался скромно, но тщательно.
Затем в Петербурге Слепцов работает с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым – Щедриным. Пишет рассказы и драматические этюды: "Ночлег", "Питомка", "Казаки", о простом народе, также повесть "Трудное время" и роман "Хороший человек", который не был завершен.
Издается в "Современнике", "Отечественных записках", выступает критиком в печати.
По предложению географического общества и Даля (создателя толкового словаря живого великорусского языка) Слепцов отправляется в пешеходное путешествие по России, результатом этого путешествия явились очерки "Владимирка и Клязьма" и другие.
По окончании путешествия он приезжает из Москвы в Петербург, где под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского увлёкся практическим решением "женского вопроса" и создал в сентябре 1863 года известную Знаменскую коммуну, просуществовавшую до июня следующего года. Завершение этой эпопеи, отнявшей у Слепцова много времени и сил,
позволило ему уделять больше времени писательской деятельности.
30 апреля 1866 года Слепцов был арестован по делу Каракозова, который
4 апреля неудачно покушался на жизнь императора Александра II.
Никаких доказательств предполагаемой преступной деятельности
Слепцова получено не было, и 18 июня 1866 года он был освобождён
с оставлением под надзором полиции, но вышел из тюрьмы измученным и совершенно больным. В 1873 году у него была обнаружена язва желудка.
Он лечился в Москве и на Кавказе. Конец жизни провел в Беково и
Куракино, а последние дни - в Сердобске, в доме матери.
Умер в 1878 году, до последней минуты мечтая о выздоровлении.
Василий Алексеевич похоронен на Сердобском городском кладбище.
По сравнению с большими городами - в таких Малых городах России,
как Сердобск - появление людей с мировым именем более редкостный случай.
Имя Виктора Федоровича Степанова, заслуженного артиста РСФСР, знают далеко за пределами Пензенской области и города Сердобска, в котором он вместе с семьей жил с пяти лет, окончил школу, работал на часовом заводе, активно участвовал в культурной городской жизни.
Старшее поколение сердобчан почитает, уважает и городится
В.Ф. Степановым - своим легендарным земляком. В 2005 году Решением Собрания Представителей г. Сердобска В.Ф. Степанову присвоено
Звание "Почетный Гражданин города Сердобска".
В городе есть много людей, которые учились вместе с ним, занимались в драмкружке, работали на заводе. Общественность неоднократно обращалась в администрацию города Сердобска с просьбой увековечить память
Великого артиста, чтобы дать возможность представителям молодого поколения сердобчан лучше узнать о талантливом земляке, колоритном
актере, воплотившим на экране, как никто другой, образы героических персонажей, которыми гордилась, и всегда будет гордиться Россия.
Один из примеров - часть сериала "Михайло Ломоносов" - "Во Славу Отечества!", где он сыграл русского учёного.
Местная общественная организация по содействию сохранения исторических, духовных и культурных традиций населения "Наследие" города Сердобска (социально ориентированная некоммерческая организация) приняла решение участвовать в региональном конкурсе на предоставление гранта в форме субсидий из бюджета Пензенской области, проектом которого стало "Увековечивание памяти народного артиста РСФСР В.Ф. Степанова в Сердобске".
Для человека с большой буквы, который не только прославил своим именем сердобскую землю, но и никогда не забывал её, Сердобск оставался близким и родным городом. Здесь похоронена его мама и проживает родная сестра. Инициативу поддержали главы администраций города Сердобска и Сердобского района Вячеслав Бедикин и Виталий Макаров.
Заявленные документы получили поддержку в Правительстве Пензенской области и, в соответствии с Постановлением от 19.07.2018 года № 370- пП, выделенные субсидии были реализованы. Результатом данного проекта
стало открытие в городе Сердобске нового культурного объекта -
бюста В.Ф. Степанова и информационной таблички 10 декабря 2018 года
в парке "Берёзовая роща". К подножию памятника благодарные
сердобчане возложили корзины с цветами. Много было сказано добрых
слов в адрес нашего знаменитого артиста-земляка.
Любые памятники несут в себе огромную культурную и историческую
ценность, в них застывает историческое прошлое. А прошлое есть у всех,
в том числе и у нашего родного Сердобска.
Появление в городе бюста В.Ф. Степанову - это ещё одна страничка в истории нашей Малой Родины, в истории Земли Пензенской, в благодарной человеческой памяти во имя любви и гордости за свой родной край.
В Сердобском районе родился человек, который своим изобретение
изменил жизнь всего мира. Павел Николаевич Яблочков создал
несколько типов электрической свечи (лампочки), изменил состав электродов.
В небольшом сквере, на углу улиц Ленина и Красная, в честь 125-летия изобретателя в 1972 году был установлен его бюст, на месте которого
в 1992 году воздвигнут памятник. Скульптор А. Бем.
Его дуговая лампа, вышедшая в свет под названием "электрическая свеча",
или "свеча Яблочкова", полностью изменила подходы в технике
электрического освещения. Появилась возможность широкого применения электрического тока, в частности, для практических нужд. 23 марта 1876 года изобретение инженера было официально зарегистрировано во Франции
и в дальнейшем в других странах. Свеча Яблочкова была проста в
изготовлении и представляла собой дуговую лампу без регулятора.
В том же году на выставке физических приборов в Лондоне свеча Яблочкова стала "гвоздем программы". Весь мир считал, что это изобретение русского ученого открывает новую эру в развитии электротехники.
Реальное училище.
Историческое здание хорошо известно жителям, как одно из первых зданий образовательных учреждений в городе.
В 1906 году в Сердобске, тогда еще уездном центре Саратовской губернии, было открыто Реальное училище. Оно арендовало различные помещения, пока в 1913 году не перешло в специально построенное здание, в котором сейчас находится МОУ СОШ № 1.
Реальное училище занимает участок у пересечения ул. Гагарина и Саратовской. Построено по проекту инженера А.П. Максимова в стиле модерн. Кирпичное здание с большим двором состоит из разновысоких объемов,
образующих в плане каре, открытое с северной стороны.
Трёхэтажными являются угловые части, в которых расположены входы,
а также северное крыло. Система планировки здания коридорная. Классы выходят окнами на улицу. Основную часть восточного крыла во втором
этаже занимала церковь. В декоре наружных фасадов здания использован фасонный кирпич двух цветов. Светлым выделены верхние части фасадов, объединяющие окна ленты, портал, аттики.
С самого начала обучение проводилось по кабинетной системе.
Некоторые классы не изменили своего местоположения и до сих пор являются кабинетами физики, химии, биологии. На втором этаже здания располагалась училищная церковь. После октябрьской революции реальное училище стало школой крестьянской молодежи, а с 1921 года - школой 2 ступени. Это было единственное в городе учебное заведение с 9-летним сроком обучения и профессиональными уклонами: педагогическим, агрономическим и торговым.
В 1934 году оно обрело свое нынешнее название: средняя школа № 1.
Выпуск 1941 году весь ушел на фронт. Участниками Великой
Отечественной войны были 24 учителя, не все педагоги и ученики
вернулись с полей сражений. Но те, кто вернулся, успешно продолжили
свою деятельность в тяжелые послевоенные годы.
В самом здании школы во время войны размещался эвакогоспиталь,
о чем напоминает мемориальная доска, установленная на стене
учебного заведения. Многие выпускники рассказывают своим
внукам об уроках известных учителей-участников ВОВ.
Известно, что фамилия первого директора реального училища
была Сапунов. В 1936 году, когда школа сделала свой первый выпуск,
ею руководил Андрей Козлов. Немало педагогов, пользовавшихся
большим уважением у горожан, трудилось в стенах учебного заведения:
Заслуженный учитель РСФСР Александр Худобин, Отличник просвещения СССР Владимир Бурмистров, Заслуженный учитель РФ Леонид Соболев
и многих других. За годы своего существования школа выпустила огромное количество талантливых, выдающихся личностей.
Здание муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Сердобска является объектом
культурного наследия регионального значения.
Лицей №2 города Сердобска.
Одно из самых старейших учебных заведений города. Кирпичное двухэтажное здание с балконом построено в 1910 году.
Здание школы располагается на центральной улице города Сердобска.
16 августа 1910 года женская школа открыла двери для учащихся. Земская управа понимала необходимость строительства учебных заведений в городе и, не располагая достаточным количеством средств, уговорила купца Прокофия Никаноровича Муругова подарить землю под строительство гимназии. Он помог и средствами. За это ему было обещано, что в гимназии будет вывешен его портрет, а также выбита в его честь медаль.
Во время Великой Отечественной войны в здании школы располагался хирургический блок эвакогоспиталей. Начальником отделения
была А.И. Фадеева, а старшей сестрой - Е.Гуськова.
В 1918 году учебные заведения Сердобска были объединены в единую
трудовую школу II ступени. В 1919 году она была переименована в неполную среднюю школу. Образцовая семилетняя школа была преобразована
в 1937 году в среднюю школу. В 1991 году открыт первый класс - лицея
на базе Сердобского часового завода. С 1997 года средняя школа № 2
реорганизована в Лицей № 2 г. Сердобска.
Здание школы является объектом культурного
наследия регионального значения.
В центре Сердобска, на улице Ленина, находится мемориальный комплекс "Вечный огонь", который был открыт в 1977 году в память
о воинах-сердобчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В центре мемориального комплекса горит Вечный огонь и установлен памятник с надписью: "Воинам сердобчанам павшим в боях 1941- 1945". По периметру на гранитной стене вписаны имена павших в годы Великой Отечественной войны. Авторы проекта архитекторы Е.Г. Соколов и Б. И. Шляпин
У входа в мемориальный комплекс можно прочитать слова:
"На фронтах Отечественной войны 1941-1945 годов сражались 11 800
сердобчан, 4 685 из них не вернулись с полей сражений…".
За каждой цифрой - неповторимая, уникальная человеческая судьба.
Аллея Героев.
В год 40-летия Великой Победы в 1985 году
была открыта Аллея Героев, где установлены бюсты тринадцати Героев Советского Союза,
а также полного кавалера орденов Славы Залетова Николая Андреевича.
Автор проекта архитектор Б. И. Шляпин. Бюсты изготовлены пензенскими скульпторами.
Первоначально на Аллее Героев были установлены стелы с фотографиями
сердобчан, удостоенных звания Героев Советского Союза, в 1987 году они заменены
на бюсты на гранитном постаменте.
Аллея Героев вошла в мемориальный комплекс, включающий в себя:
Вечный огонь, Братскую площадь и, собственно, Центральную аллею -
Аллею Героев Советского Союза. В 2000 году на аллее был установлен
бюст Героя России Андрея Вячеславовича Каляпина. Помимо
памятников, во главе Аллеи Героев располагается советская 57-мм противотанковая пушка образца 1941 года.
Место, где можно отдать дань уважения воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны за мирное небо над головой, за свободу нашей Родины от немецких захватчиков, расположено в восточной части кладбища.
Здесь захоронены воины, умершие от ран в отделениях эвакогоспиталей, которые располагались в городе с 1941 по 1944 годы. Рядом с братской могилой 5 мая 1975 года установлен самолет-истребитель "МИГ-17".
Мемориальный комплекс представляет собой обелиск,
состоящий из двух усеченных пирамид, с расположенной между ними надгробной плитой, на которой размещены три мемориальные плиты
из гранита с выгравированными именами 191 погибшего.
На лицевой стороне левой пирамиды надпись:
"ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ".
На надгробной плите, над мемориальными плитами надпись:
"ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДАХ".
Братская могила является объектом культурного
наследия регионального значения.
В 2019 году была проведена реконструкция.
Монумент появился в марте 1919 года возле храма братская могила,
в которой было похоронено три человека.
2 марта 1919 года председатель уездного исполкома Константин Михайлович Губин, председатель уездного ЧК И. Ф. Федулов и милиционер уголовного розыска Иван Павлович Мидзяев направились на тройке в село Бакуры,
кулаки убили председателя комитета бедноты и собирались идти с оружием
на Сердобск. Губин попытался начать переговоры, предложив выделить собравшимся своих представителей. Но мирных переговоров не получилось, живыми их никто выпускать не собирался. Мидзяев попытался защитить представителей уездной власти и погиб первым. Когда из Сердобска прибыл отряд милиции, то был мёртв и Федулов, а Губин еще дышал. Его привезли в Сердобск, где тот скончался. Видимо, кто-то вспомнил, что возле храма
когда-то было приходское кладбище, а может оттого, что это была
центральная площадь, но после многолюдного митинга все трое
погибших в Бакурах были похоронены возле церковной ограды.
На захоронении поставили памятник,
а площадь возле памятника стала
называться Братской.В 1924 году в эту же могилу был захоронен революционер-народник
Сергей Александрович Жебунёв (1849-1924). Сын богатого помещика
стал революционером. В 1872–1873 годах жил во Франции и Швейцарии,
в 1874 году вернулся в Россию и был сослан в Восточную Сибирь.
В начале 1890 годов возвратился из ссылки. В 1917-м переехал в Сердобск,
где прожил до конца жизни. Это захоронение до сих пор находится
в самом центре города.
В первые годы Советской власти в Сердобском крае появляются
различные памятники, посвященные В. Ленину, деятелям революции
и гражданской войны. Так, 14 апреля 1919 года на центральной площади
был установлен первый памятник погибшим усмирителям народного восстания бакурских крестьян с надписью "здесь покоятся борцы за коммунизм".
Он представлял собой склеп: подземное, высотой с человеческий рост помещение, выложенное изнутри бревнами наподобие деревянной избы.
Вдоль трех стен этого мавзолея стояли три скамьи из крепкого дерева,
на каждой из которых лежал скелет. Склеп, вырытый в земле, закрывался сверху, наподобие погреба, железной двустворчатой дверью
с навесным замком. От двери вглубь вела деревянная лестница.
В помещении было чисто и опрятно. Оно убиралось и охранялось.
Вид братского захоронения менялся несколько раз, сейчас в виде трёх штыков, памятника с надписями, кто захоронен и отдельно стоящего памятника
с барельефом революционера народника. Его автор - художник В. Киселев. Стальные острия штыков устремлены вверх, словно смотрят в небо.
Каждый штык несет на своем острие кровь и смерть.
Это уникальный объект естественного происхождения,
наиболее полно и наглядно характеризующий протекание геологических
процессов данной местности, представляющий научную ценность,
доступный для непосредственного наблюдения и изучения.
Имеет познавательную ценность: историческую и природную.
Местонахождение объекта - высокий левый берег реки Сердобы.
Историческое место, высокая часть города Сердобска, с крутым обрывом
со стороны реки, которая ещё в стародавние времена называлась
"Лысой горой". На ней впервые поселились далекие предки сердобчан,
сторожа корабельных лесов, в конце 17 века. Гора, отсеченная оврагом,
по-современному зовется "Лысухой". От нее река поворачивает свое течение почти на девяносто градусов. В солнечную погоду белесая осыпь горы искрилась примесью слюды, а выступы камней казались гигантскими ступенями. Одно крыло ее уходило в овраг, а другое, с множеством тропок, пробитых козами, баранами - пряталось в чернолесье.
Лысая гора привлекала и будоражила многих еще и пещерами,
кем-то и когда-то вырытыми. Одни говорили, что в них скрывался отряд пугачевцев, другие считали пристанищем разбойников. На самом же деле
ходы в горе остались после разработки дикого камня для строительства
домов и мощения улиц, но это не умаляло таинственного мира пещер.
Сейчас они обвалились и заросли травой.
Лысая гора - генератор и накопитель положительной энергии,
она имеет необыкновенную внешнюю выразительность, гармонию со средой: великолепный вид на реку и с. Пригородное. Есть возможность сделать
съемку на камеру и полюбоваться красотой природы.
У Лысой горы вполне доступное месторасположение (наличие и
удобство подъезда, подхода, осмотра, стоянки транспорта).
Монастырь Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится
на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье - небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска.
Притягательность этого места в том, что в Сазань-горе находится пещерный мужской монастырь с одним из самых крупных действующих пещерных храмов в России. Обитель возрождена на том же месте, где она находилась более ста лет назад, здесь сохранились ходы - лабиринты, кельи монахов с лежанками и полочками. Вообще место это удивительно сакральное, даже подземные ходы пещерного монастыря напоминают очертания фигуры Богородицы.
Множество легенд ходят среди сердобчан о монастыре. Одна из них говорит о том, что ещё в 18 веке неизвестные монахи вырыли на месте монастыря пещеру, где молились о спасении мира, и даже укрывали повстанцев- пугачёвцев.
За небольшой период времени возрождения в обители проделана
колоссальная работа. Были построены храм в честь Казанской иконы
Божией Матери, часовня в честь святителя Николая Чудотворца, колокольня с 11-ю колоколами, часовня в честь Ильи Муромца. Также были расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм, оборудован источник
с купальней и часовней, заложен храм в честь Вифлеемских младенцев.
Одной из самых почитаемых икон в храме является икона святых
Симеона и Дарии, перед ней семейные пары молятся о даровании детей.
В пустыне можно посетить духовный музей, в экспозиции которого
иконы, кресты, священные чаши, одеяния, фотографии и вещи,
принадлежавшие монахам и отшельникам, а также библиотеку с
уникальным фондом духовной литературы.
Здесь же находится удивительная коллекция пасхальных яиц,
из полудрагоценных камней Урала, стекла, хрусталя.
В коллекции нет ни одного повторяющегося экземпляра.
Людей всегда интересовали и интересуют явления, выходящие за рамки их понимания, рамки логики, естественных законов бытия, и одним из них являются случаи чудоисцеления, которые происходят в Сазанском монастыре.