СПАССКИЙ РАЙОН
Образован 16 июля 1928 года.
Находится в северо-западной части Пензенской области.

Город Спасск находится в 173 км от города Пензы,

расстояние до ближайшей железнодорожной

станции - 31 км. По территории района проходит автомагистраль "Урал".


Спасский район граничит с Республикой Мордовия, Вадинским, Нижнеломовским и Наровчатским районами Пензенской области.

Московским Новоспасским мужским монастырем в 1654 году была найдена пустующая земля в Мещерском (Шацком) уезде. Она была передана в вотчину монастыря по Указу царя Алексея Михайловича. В 1663 году здесь было основано село Богданово. Примерно с 1673 года село стало называться Богданово-Спасским по нахождению в нем церкви Спаса.


Село Спасское 16 сентября 1779 года по велению Екатерины II

переименовано в город Спасск, село стало городом и уездным центром Тамбовской Губернии. В 1923 году Спасский уезд был передан

в Пензенскую губернию. Он был укреплен за счет присоединения

Наровчатского и Керенского уездов.


18 сентября 1925 года город Спасск был переименован в город Беднодемьяновск в честь пролетарского поэта Демьяна Бедного.

В мае 2003 года Главы местного самоуправления муниципальных образований района выступили с инициативой переименования города Беднодемьяновска в город Спасск и Беднодемьяновского района в Спасский район.

После рассмотрения данного вопроса в Законодательном Собрании

Пензенской области и Государственной Думе Федерального Собрания РФ

был принят Федеральный Закон от 12.10.2005 года № 128

"О переименовании города Беднодемьяновска Беднодемьяновского района Пензенской области в город Спасск".

~

Знаковым местом города является Советская площадь

(ранее - Базарная, затем - Соборная, и это название

площадь носила более 250 лет).

Именно от неё начали строиться основные улицы города.

На этой площади люди узнавали обо всех основных

событиях в государстве: войнах, победах.

~

Главная достопримечательность парка Военно-мемориальный комплекс, посвященный землякам участникам ВОВ 1941-1945 годов.

Это место, где жители и гости отдают дань Памяти и уважения

защитникам Отечества.

~

В Спасском уезде было хорошо известно липяговское имение

Дмитрия Николаевича Цертелева (1852-1911),

философа, поэта, критика и литературного публициста.

Имение он получил от матери Варвары Семеновны, урожденной Чулковой, а та в свою очередь, от матери Александры Николаевны, урожденной Бахметевой.


Дмитрий Николаевич родился 30 июня 1852 года в селе Смольково (родовое имение Бахметевых), Саранский уезд, Пензенская губерния.

Среднее образование получил в 5-й московской гимназии, в которую

поступил в 1866 году. Во время обучения сдружился с философом Владимиром Соловьевым. Затем они вместе учились в университете.

Соловьев несколько раз гостил в Липягах. По выходе из 5-й московской гимназии Дмитрий поступил в Московский университет, на юридический факультет, который закончил в 1874 году. Четыре года спустя князь Цертелев слушал лекции уже в Лейпцигском и Берлинском университетах (Германия) и был удостоен степени доктора философии. По возвращению в Россию он опубликовал несколько философских работ.


Первое стихотворение князя Цертелева опубликовано в "Русском вестнике" в 1875 году. Отдельно изданные сборники стихов выходили в 1883 и в 1892 года, за которые ему присуждена пушкинская премия.


Дмитрий Цертелев

Природа в Липягах незатейлива. Село в то время называлось Трое Липяги. Липяг- небольшая возвышенность, покрытая лесом, а их было три.

Посреди села был большой пруд. По воспоминаниям жителей цертелевский дом был одноэтажным, к нему примыкали сад и парк с аллеями и цветниками. Невдалеке располагалась Троицкая церковь, построенная бабушкой Дмитрия.

Село Липяги. Церковь Троицы Живоначальной.

В 1890 году Дмитрий Николаевич женился на Екатерине Федоровне Вонлярской. Через некоторое время они поселились окончательно в Липягах.

Тогда о нем говорили так: "В Спасском уезде появился необычный дворянин, образованный, со столичным лоском". Супруга была отличным музыкантом, увлекалась литературным творчеством, писала рассказы для семейного чтения. Ее некоторые произведения публиковались в журналах. Липяговский дом стал при ней намного уютней. Вскоре родились дочь Наталья, а потом сын Юрий.

Один сын умер в 1900 году.


Поселившись в Липягах, они перевезли с собой библиотеку. Несомненно, что в ней имелись произведения B.C. Соловьева, А.К. Толстого и других литераторов. Фотография 1917 года частично запечатлела обстановку дома: портреты на стенах, пианино, за котором музицировали Юрий Цертелев с женой.

Дмитрий Николаевич умер в 1911 году и своем имении. В центральной печати опубликованы некрологи, где он назван "одним из видных земских деятелей, к мнению которого прислушивались, и его ценили".


Вдова осталась жить в имении, дети получали образование в столицах. Юрий воспитывался в мужском училище при лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, потом поступил в университет. В 1914 году ушел добровольцем на фронт.

Писал стихи. В 1917 году приезжал в Липяги. Их пути с женой, Татьяной Никитичной Уваровой, разошлись. По слухам, он поступил в "комиссары",

а жена вместе с дочкой покинула Россию с Добровольческой армией, в эмиграции жила в Париже.


Наталья Дмитриевна Цертелева была замужем за камер-юнкером князем

Д. Ухтомским. Осталась в России и, по сведениям современников, зарабатывала на жизнь в советское время гаданием и экстрасенсорикой.


В 1917 году Екатерина Федоровна Цертелева вынуждена была покинуть имение, так как оно было разграблено. Имеющаяся огромная библиотека была часть растащена по домам. По воспоминаниям жителей, по книгам ходили как по полу. Уцелевшие книги отвезли в Спасск, в уездную библиотеку. В одном из отчетов было записано что за 1925-1938 годы были списаны около 50 тысяч книг. Возможно были как раз эти книги.


Жена Дмитрия Николаевича работала в МХАТе концертмейстером, преподавала в музыкальном техникуме, вышла замуж за профессора технического вуза.

~

Князь Алексей Николаевич Цертелев родился 22 июля 1847 года.

Дипломат и писатель, участник русско-турецкой войны 1877-78 годов,

служил по Министерству иностранных дел в Константинополе,

Белграде, участник русско-турецкой войны.

В результате падения с лошади потерял здоровье. Умер в 36 лет.

Похоронен в Липягах возле храма.

~
Николай Григорьевич Криванчиков -
поэт, автор многих поэтических сборников.
Ах ты, Родина
Пензенский край мой желанный!
Как меня ты волнуешь до слез
Сеновалом, далеким заречным туманом.
Золотыми стволами берез.
Я люблю, что не звоном бокалов с шампанским,
Жбаном Кваса, простого питья,
Ты встречаешь меня,
добрый мой Беднодемьяновск,
Колыбельная песня моя.

~

Алексей Дмитриевич Соколов - заслуженный художник РСФСР.

В произведениях художника отражена яркая индивидуальность видения окружающего мира и самобытность его живописного воплощения.

Это необычный художник, его можно назвать поэтом цветов и трав,

певцом туманов и ощущений. Образы, созданные им в разных картинах,

очень похожи и в то же время они неповторимы. В пейзажах - неповторимая

красота природы. Самое же таинственное в искусстве мастера заключено

в цвете, выражающем весь этот странный и удивительно реальный мир.

~
Яркий представитель русской вокальной школы,
оперный певец Павел Хохлов обладал голосом бархатистого тембра.
Превосходные сценические данные, благородство манер способствовали
созданию выразительных образов. Эти качества сочетались с серьезным и требовательным отношением к искусству. Хохлов создал целую галерею образов
в 16 русских и 13 зарубежных операх. Своим творчеством он вписал
яркую страницу в историю Большого театра.
~
Константин Георгиевич Турусов, театральный режиссер, артист.
В 1900-х годах ставил в Спасске спектакли на благотворительные нужды, способствовал пополнению книгами от московских книгоиздателей
Спасской городской публичной библиотеки. В 1919-1920-х годах
организовывал гастроли московских артистов в Спасске.
~

Музей народного творчества Спасского района Пензенской области

существует с 1967 года как краеведческий при средней школе № 1 г. Спасска. Инициатором создания музея был учитель истории Федор Давыдкин.

Много полезной и нужной информации для музея собрал Афанасий Мирошкин.

С апреля 1993 года по октябрь 2006-го музей был филиалом Пензенского музея народного творчества благодаря имеющейся коллекции абашевской игрушки ( в основном коллекция Тимофея Зоткина, более 500 экземпляров).

С января 2007 музей стал юридическим лицом и называется:

Муниципальное учреждение культуры "Музей народного творчества Спасского района Пензенской области" (МУК МНТ), учредителем которого стала администрация Спасского района. В настоящее время музей располагается в бывшем здании библиотеки и с 2011 года был переименован МБУК "МНТ Спасского района Пензенской области".

Спасский музей - это центр краеведения района. Он знакомит с историей возникновения города, уголком купеческого быта, знаменитыми людьми района, которые поистине когда-то являлись гордостью русской сцены, российского театра. В музее можно окунуться в мир крестьянского быта и прочувствовать атмосферу жизни крестьянина. Здесь же можно увидеть внутреннее убранство крестьянской избы XIX века, одежду, предметы быта, орудия труда и изделия местных мастеров. В "мини-галерее" размещены картины местных художников.

Проводятся экскурсии, как для посещения организованных групп,

так и для индивидуальных туристов.

~

Собор Вознесения Господня был построен в 1859 на средства купцов Спасска Василия Кузьмича Бундикова и Николая Гавриловича Макова. Пятиглавый каменный храм с четырехъярусной колокольней, монументальный объем которого дополнительно утяжелен мощными аттиками, является представителем господствовавшего в то время официально "русско-византийского" стиля в его провинциальной трактовке.

Имеет пять престолов. Три в главной части – в честь Вознесения Господня (главный действующий), святого Иоанна Предтечи (не действующий) и во имя святого чудотворца. Николая (недействующий) и два в трапезной части – во имя святого Василия Великого (действующий) и Казанской иконы Божией Матери (недействующий). Планируется предел Казанской иконы Божией Матери переименовать в предел священно мученика диакона Григория Самарина.

В годы советской власти храм закрывался - по неточным источникам

в 1938 или 1939 году и был открыт через год.


На стене храма имеется доска

"О времени служения диакона Григория Самарина".


13 декабря 2013 года указом Патриарха Московского и

всея Руси Кирилла храму присвоен статус соборного.

~

Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса вносит весомый вклад в сохранение абашевского ремесла, обучают специальности "Изготовитель художественных изделий из керамики".

Студенты с большим интересом овладевают специальностью,

так как за возрождением народных промыслов - будущее России!

~

Одним из уникальных мест является "Живоносный источник", который выбивает в овраге именуемом "Касауров овраг" среди полей,

за речкой Студенец северо-западнее города Спасск.

В ходе расчистки истока был найден камень, на котором написана

икона преподобного Серафима Саровского молящегося Божией матери.

Камень и сегодня находится на источнике.

~

Есть в Спасском районе Пензенской области село с глубокими

историческими и художественными корнями – Абашево,

где местные жители издревле создают уникальные, нигде более не встречающиеся глиняные игрушки-свистульки.

Это гордость Пензенского края, отражение культурной и национальной самобытности общества. Изделия из села Абашево находятся

в крупнейших музеях страны и за рубежом.

В абашевской глиняной игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Игрушка оживляется дыханием и умеет "разговаривать".


Ее мотивами чаще всего являются фигурки животных, издревле символизирующие у славян различные аспекты жизни. Секреты лепки и обжига передаются из поколения в поколение.


Лечебная глина, используемая для лепки абашевской игрушки, и доброта, вложенная мастером, снимают тревогу, стрессы.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это игрушечных дел мастера или просто игрушечники.


На абашевской игрушке воспитывались, без преувеличения, десятки тысяч ребятишек не только Пензенской, но и соседних областей, а керамической посудой пользовалось все население округи до середины 20-го столетия.


Благодаря мастерам гончарных дел села Абашево, среди которых династия Зоткиных, Еськины, чей род занесён в картотеки музеев и коллекционеров, Зузенковых, брата и сестры Нагаевых, абашевская игрушка стала узнаваемой.

Представитель династии Зоткиных – Тимофей Никитович Зоткин (1930-1988). стал самым известным абашевским мастером за всю историю промысла. Изделия мастера отличаются своей художественностью, вымыслом, отчасти сатирой. Он создал новое направление в абашевской керамике – бытовую скульптуру малых форм. Его работы были отмечены дипломами персональных выставок в Пензе, наградой выставки Московской Олимпиады 1980 года, приобретены художественным фондом страны.

Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных.

Однако главной особенностью является то, что животные нередко принимают фантастический сказочный облик. Это и козы с длинными и острыми рогами, олени с многоярусными симметричными рогами, люди, как будто бы наряженные в дикие карнавальные маски. Другая особенность свистулек — яркие краски, которыми они раскрашены — синие, зеленые, красные, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются не закрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков, но основной инструмент это руки.

Нить древних традиций абашевской игрушки не прерывается, а продолжает давать свежие ростки в современность.

Традиции и стиль абашевских дудочников продолжили Владимир Александрович Ворожейкин Ида Сафиевна Калимуллина, Михаил Анатольевич Липаткин, Екатекрина Исаевна Аникеева, Павел Исаевич Краюшкин, Иван Иванович Кукушкин, Виталий Иванович Бегаев.

В школе села Абашево действует музей абашевской глиняной игрушки, в селе существует художественная мастерская, а так же дом-музей династии Зоткиных.

На родине знаменитой глиняной игрушки проводится

Фестиваль народного творчества «О чём поёт гончарный круг».

Объединяя века, фестиваль собирает вместе поколения спассцев

и гостей района, приезжающих полюбоваться выставками, посетить мастер - классы, приобрести сувениры и посмотреть зажигательные

номера концертной программы.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СПАССКИЙ РАЙОН!
Made on
Tilda